Статистическое прогнозирование параметров
Решение задачи ‘Прогнозирования случайной последовательности в интересах предсказания изменения контролируемых параметров авиатехники имеет две специфические особенности. Они заставляют решать эту задачу не так, как во многих классических исследованиях.
Первая особенность заключается в том, что задачу можно считать решенной, если создан удобный алгоритм обработки исходных данных для построения прогноза «а ЭВМ. Требования к простоте реализации расчетов в условиях эксплуатирующей организации заставляют при этом добиваться того, чтобы окончательная формула прогноза имела простейший вид. Вместе с тем алгоритм предварительной обработки исходных данных для расчета коэффициентов окончательной формулы может быть как угодно сложен. Реализуется он на ЭВМ, устанавливаемых в территориальных управлениях ГА, а время расчетов из-за больших’ интервалов между измерениями лимитировано не жестко.
Второй особенностью прогнозирования параметров авиационной техники является то, что априори не известны статистические характеристики наблюдаемых случайных последовательностей результатов эксплуатационного контроля. Единственной априорной информацией является набор результатов измерений на нескольких однотипных ЛА {х5,}. Требование простоты расчетов в эксплуатирующих организациях заставляет отказаться от учета в решении задачи прогнозирования стохастических связей, характеризуемых моментами высших порядков.
Повышение точности и достоверности предсказания при снятии этого ограничения из-за применения нелинейного прогноза обходится слишком дорого. Использование нелинейных методов выдвигает очень жесткие требования к объему исходных данных {xh}, поскольку приходится использовать значения моментов высших порядков, которые определяются достаточно точно только при сотнях наблюдений в каждом /-м столбце матрицы {xii). Вместе с тем прогноз, обеспечивающий минимум ‘среднего квадратического отклонения, может строиться как линейный и дает в наиболее практически ин
тересном случае, когда распределение гауссовское, наилучший результат.
Учет недостаточной представительности имеющихся исходных данных {лф} и простейший вид окончательной формулы для прогноза — основные особенности предлагаемого в этом параграфе метода прогнозирования изменения параметров авиационной техники по ограниченной статистике, собираемой при ее эксплуатации.
При расчете статистических характеристик наблюдаемого’ случайного процесса х* в предыдущих параграфах были получены все необходимые данные для прогнозирования. Однако оценки математического ожидания р; и коэффициентов pj в выражении спектральной плотности f(k) определялись по отдельности. При расчете р, и Ог методом наименьших квадратов и статистик (2.11), (’2.15) предполагалось, что отклонения от линии регрессии — независимы по І, а уравнения для определения коэффициентов ((За и статистика (3.7) строились в предположении равенства нулю математического ожидания Лі(|г. Когда эти предположения не справедливы, необходимо применить для вычисления рг и (Зв метод последовательных приближений и, следовательно, рекуррентный алгоритм счета. Рекуррентность алгоритма и дальнейшие формулы станут понятней, если иметь в виду следующее. Набор реализаций_х получающийся по результатам эксплуатационного контроля, не может считаться набором независимых по } случайных последова-. дельностей. Он содержит детерминированную составляю-, щую, характеризующую старение всех объектов и имеющую общую для всех / структуру. Общими для них будут и корреляции отдельных измерений. Независимыми окажутся лишь составляющие ы во всех реализациях, но, выделить их можно, только вычислив все Ре и уц. Независимость хі существенна при построении критерия типа
(3.7) — сразу по всем реализациям с номерами / от 1 до N. Независимость по — і отклонений (лф — р,) наблюдаемых случайных последовательностей от общего математического ожидания необходима при построении процедуры отыскания выравнивания — ц и оч — Невыполнение этого условия в реальном исходном материале и является причиной рекуррентности предлагаемого алгоритма построения прогноза.
На первом шаге рекуррентной процедуры отыскивается ЛИНИЯ регрессии °Цг И ИЗМОНЄНИЄ разбрОСЭ (Гг по 84
методике, ‘изложенной в § 2.3 в предположении независимости по і значений случайных последовательностей:
°Ії= (хі — °Ці)/а{.
Индекс вверху слева — означает номер шага рекуррентной процедуры поиска решения.
Далее находится зависимость отдельных рядом стоящих значений °g; на одной реализации, т. е. подсчитываются коэффициенты авторегрессии °фе. Для этого необходимо решить систему уравнений типа (3.6). Коэффициенты системы (3.6) определяют по формулам: (3.5), где на каждом шаге используются значения новых последовательностей °|г-, ■ . . Число I на каждом шаге
выбирают в соответствии с критерием (3.7).
Адаптивная процедура поиска if} в, соответствующих исходному материалу, состоит в том, что сначала полагаем 1 = 0 и проверяем, укладывается ли °да0 в квантиль %2а, v с уровнем доверия а. Если не укладывается, то» рассчитывается °i(5i и вновь проверяется значение статистики °wі и т. д. На каком-то шаге °1 статистика °Ш;- укладывается в заданные пределы, что свидетельствует о соответствии исходных данных гипотезе Hi, т. е. о том,, что °%i зависит от Ч предыдущих наблюдений. После того как подсчитаны значения ЧРь 0р2, . . . , °(Ф из последовательности %i можно выделить составляющую» ч.
°єг = 2 Pg ^—8 . значения которой независимы по /…
Для последовательности ег — справедлива та процедура — оценки регрессии, которая использовалась в § 2.3. Применив ее здесь снова, получим сглаживание математн-. ческого ожидания °вг. :
8 = 0
где ‘Au — коэффициенты аппроксимации ‘.р,; по методу наименьших квадратов (коэффициенты регрессии); ср0 — значения полиномов Чебышева порядка 0 — в І-й точке.
Теперь следует уточнить регрессию первоначального — набора результатов измерения параметров х, приняв ее — ра-виой Vi + Vicre. Уточнение это необходимо, если 1 q>°q или если ‘А0 значимо по сравнению с первоначальной оценкой °А6 . Оценки коэффициентов регрессий Ае при применении для сглаживания ортогональных’
полиномов — независимые нормально распределенные случайные величины с дисперсией:
t,=l i2 —1
L L
2 2«
!, = 1 (,= 1
Уточнение линии регрессии на втором шаге У* незначимо на фоне. разброса °р; и его можно не проводить, если
< иаУ°Ы% 03-19)
где иа — квантиль нормального. распределения — В противном случае необходимо вновь повторить расчеты, начиная с решения уравнений (3.6) и вычисления критерия (3.7), используя следующее (первое) приближение для последовательностей £,•:
(Хі — °Ці — Уше)Дг*.
Таким образом строятся рекуррентная процедура расчетов по определению линии регрессии м и коэффициентов авторегрессии фе для случая, когда последовательность имеет зависимые по і значения. На каком-то конечном шаге этой процедуры, когда уточнения Мв окажутся незначимыми по критерию (3.19), можно прекратить расчет и полагать, что p.(=V»’+as(Vi + • • • + фв=й-1іРе.
Пример расчетов по изложенному рекуррентному — алгоритму применительно к частоте вращения ротора авиадвигателя дан в табл. 4. В третьей графе таблицы приведены экспериментальные значения разброса частоты iSi, а в шестой — сглаживание этого разброса а. ‘Сглаживание осуществлялось полиномом первой степени, так как и1, записанные в пятой графе, незначимо отличаются от единицы.
>На начальном шаге сглаживания изменения математического ожидания были получены следующие коэффициенты сглаживающего полинома: °А°=—0,34 и °А1 = = —0,03. Статистика и1=0,676 меньше, чем граничное значение для нее /о,95; v2 =1,54, a d°=3,i08 больше. На последующих двух шагах приближения значимым признавались лишь первые коэффициенты сглаживающего 86
і |
т |
Vst |
и° |
u> |
Ч |
|
1 |
■0,012 |
0,14’6 |
1,050′ |
‘1„€Ю |
0,116 |
0,38 |
2 |
—!0і,’05і2 |
0,14 |
1,43 |
1,35 |
0,4162 |
0,41 |
3 |
—0,21 |
О,.163 |
0,19 |
1,32 |
O’,184 |
0,44 |
4 |
—0,29 |
iO.,T05 |
1,01 |
і1,Г5 |
0,1’бЄ |
0,47 |
5 |
—10,47 |
0,1:77 |
0,97 |
1,12 |
0,1,68 |
0,49 |
■6 |
—0,,48 |
0,179 |
0„79 |
0,91 |
0,1-7. |
0,53 |
7 |
—lOjoS- |
0,1,32 |
■1,05 |
1,24 |
O’, 172 |
0,56 |
8 |
—0,66 |
0,174 |
0,124 |
1,34 |
0,174 |
0,59 |
9 |
—’0,70 |
0,177 |
1,07- |
1,2,3 |
0,176 |
0,62 |
10 |
—0,68 |
0,181 |
0,95 |
1,13 |
0,1178 |
0,65 |
11 |
■—О,’66 |
0,181. |
0,87 |
1,02 |
0,1© |
0,68 |
’12 |
—■ 0,71′ |
0,183 |
0,78 |
0,9,2 |
0,182 |
0,71 |
13 |
•—’0,79 |
■0,186 |
1,06 |
1,25 |
ОД 84 |
0,74 |
полинома ]Л° =—0,24 и 2Л° = —0,17, так как статистика ■и°= 1,01 и 2v°= 1,39. На третьем шаге поправку 2Л° можно уже считать незначимой, так как она меньше, чем граница н0,95У7>[Л] = 0,215. Следовательно, для сглаживания математического ожидания нужно использовать коэффициенты Л°=0Л° + 1Л0-сгє = 0,38 и Л^М^ = —0,03. Соответствующие этим коэффициентам значения ці приведены в последней графе табл. 4.
При аппроксимации спектральной плотности для 1=1; $1= —0,42; игр = 362; для 1 = 2; фі = —0,36; р2= —0,2; au2 = 266. Поскольку граничное эиачение для статистики Wi равно здесь x2o,95,v = 294, в дальнейших расчетах принимается 1=2. Рекуррентная процедура сходится очень быстро. Практически никогда не приходилось делать более 3—4 шагов уточнения. Поэтому аналитические оценки скорости сходимости практического интереса не имеют.
Закончив определение с помощью рекуррентных процедур величин цг и $6 , нетрудно подсчитать наилучший прогноз для процесса х,-. Для этого достаточно преобразовать формулу (2.6) математической модели наблюдаемого случайного процесса, считая в ней известными щ и ||3 о. Действительно, подставив в (2.1) выражение для в соответствии с (3.2), получим
_ I
*Ц = Цг + ц%г + (Тг 2 Ре^-0 + 4 • (3.2,0)’
0 —1
Умножение на масштаб а; переводит безразмерный процесс с единичной дисперсией. в модели (2.1) в размерный процесс с реальным средним квадратическим отклонением. ‘С учетом (3.1) выражение (3.20) может ■быть записано в виде
= + 2 Ре ~z {М—в — Р-/ —в — рЛ + єц. (3.21)
е=1 г~е
В этом выражении следует выделить индивидуальную поправку
Случайный процесс ы будет образован набором независимых по і случайных величия с — нулевым математическим ожиданием как при осреднении по индексу номера измерений і для одного и того же объекта авиатехники (y=const), так и при осреднении но индексу / для фиксированного времени наработки (i—const). Полная независимость отдельных значений на реализации такого’ случайного процесса делает его предсказание невозможным. Таким образом, среднее квадратическое отклонение процесса ег и определяет ошибку прогноза ае.
л
Наилучший прогноз xh задается первыми тремя членами выражения (3.21). В него входят:
— оценка общей для всех объектов данного типа изменчивости математического ожидания р,/ и разброса гц в зависимости от наработки;
оценка сдвига конкретной у-й реализации относительно среднего для всех однотипных объектов, т. е. характеристика особенностей начальной настройки того объекта техники, для которого строится прогноз. Формула i(3.22) определяет значение этой поправки рР;
составляющая, учитывающая зависимость результата контроля в момент і от I предыдущих результатов контроля того же объекта xh-i, xh-2,. .., xh-i.
Для облегчения процесса счета в эксплуатирующей
Л,
организации можно рассчитывать прогноз xh, пользуясь формулой,
л л ■ Іг,1 і
= + І/Теі х{_в "f~ 2j ^g* ‘ (‘3-23)
0=1 0=1
которая получена из (3.21) простым приведением подобных членов. Коэффициенты
Гг = Гг + 2 Тег Гг — йг 2 Ге
6=i е=1
могут быть предварительно подсчитаны на основании сведений о результатах эксплуатационного контроля {xii} любого параметра авиационной техники для всех
Л
моментов контроля. {При известных ц;, уы, hi наилучший линейный прогноз для /-го объекта будет определяться следующими величинами: результатами I предыдущих эксплуатационных проверок этого объекта xh-ь ; накопленной суммой всех результатов предыдущих проверок
2 4.
е=1
Расчеты по формуле ‘(3.23) удобно проводить, пользуясь специальной формой. Пример такой формы для прогнозирования частоты вращения авиадвигателя дан в табл. 5. Строки 1, 7, 8, 9 заполняются заранее. В строках 8, „9 и 7 стоят изменяющиеся по і коэффициенты hi, у ег и цг формулы (3.23), по которой рассчитывается прогноз. Коэффициенты подсчитываются в центре обработки данных контроля на основании результатов измерений параметра х, полученных от эксплуатирующих организаций. Другие строки таблицы заполняются последовательно после получения результатов очередного контроля xh-. Прогноз в 13-й строке вычисляется как сумма цифр трех предыдущих строк. Если этот прогноз не укладывается в поле допуска, то необходимо подрегулировать двигатель. Своевременная регулировка максимальной частоты вращения ротора
Измеряемые и рассчитываемые параметры |
Обозначения |
1. Наработка номинальная |
t, ч |
2. Наработка фактическая |
І, ч |
3. Значение параметра |
Хі, % |
4. Сумма регулировок |
2 Д Хі |
5. Вспомогательные ‘ |
Хі -{-,2А#і |
6. величины |
2# $ — І~2 Д#ї |
7. Коэффициенты для расчета прогноза |
hi |
8. |
Yi і |
Э. |
їм |
10. Результаты промежуточных вычислений |
hi (SXj-bSAXi) І |
11. |
ун (.Tt+2Axi) |
12. Прогноз |
Хі |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
в |
9 |
0 |
■25 |
50′ |
75 |
ЮО: |
1.2(5 |
150 |
’76 |
2» |
2,25 |
0,566 |
Oi, fi®2 |
ОД 55 |
0,141 |
0,413 |
0,0(92 |
0,08-1 |
0,0170 |
O. Ofii |
0,080 |
0,4315 |
0,43:5 |
0,435 |
0,43:5 ■ |
G,4i3d |
0,435 |
0,435 |
0,435 |
0,435 |
0,43(5 |
—’ОД’ |
—0Д4 |
—0,18 |
—0,22 |
-0,25 |
-(0,30 |
—0,34 |
—O’,38 |
—0,42 |
—0,46 |
обеспечивает нужную тягу двигателя. Важность прогнозирования частоты вращения вытекает из того, что дроссельная характеристика двигателя при частоте, близкой к максимальной, протекает очень круто.
Прогнозирование параметров авиатехники по изложенной здесь методике обеспечивает удовлетворительную точность. Приведем некоторые результаты проверки эффективности прогнозирования следующих параметров авиационной техники: п — частоты вращения ротора авиадвигателя; Т4 — температуры газов за турбиной авиадвигателя; Р — тяги двигателя на стенде;
g — удельного расхода топлива; у ■— устойчивости гироскопа авиагоризонта с выключенной коррекцией; у —■ дрейфа гиродатчика инерциальной навигационной системы; G — содержания железа в пробах масла, отбираемых от двигателей. Большинство этих параметров измеряется в процессе эксплуатации при проведении регламентных работ. Интервал контроля № колеблется от 25 до 200 ч.
Погрешность измерения частоты вращения п с помощью эталонных приборов, имеющихся в АТБ, составляют 0,1 % от номинального значения. Допуск на п составляет ~0,5 %. Точность измерения температуры Г4 — около 10° С. Установленный допуск на максимальную температуру 730 °С, тяга двигателя будет меньше нормы при Т4<670 °С. Кроме данных об изменении параметров в эксплуатации, для проверки эффективности прогнозирования использованы также результаты контрольных стендовых испытаний двигателей на заводах промышленности и на авиаремонтных предприятиях.
При проведении испытаний параметры регистрируются на — каждом этапе, т. е. через Д7=25 ч. Точность измерения параметров на стенде немногим выше, чем в эксплуатации. Как и при эксплуатационном контроле, отношение погрешности измерений к допуску на стенде составляет 1 : 5 или 1 : 6. Для уменьшения погрешности измерений все используемые в экспериментальных расчетах данные приводились к стандартным условиям по температуре и давлению воздуха. Сведения о температуре и давлении в момент измерений были собраны. Бели в эксплуатации параметр (например, п) регулировался, то в соответствующие журналы учета записывали его значение до и после регулирования. Чтобы изучить присущую двигателю динамику изменения параметров, значение регулировки с обратным знаком прибавляли ко всем результатам контроля, выполненным после ‘регулирования двигателя. Эта операция нашла отражение в 5—7 строках табл. 5.
Перечисленные параметры авиадвигателя хорошо характеризуют состояние его газовоздушного тракта. Их контроль и прогнозирование в условиях эксплуатирующей организации позволяют своевременно выявить и предотвратить многие дефекты в работе двигателей. Так, по падению частоты вращения двигателя неоднократно выявлялся прогар лопаток соплового аппарата турбины. При попадании большого количества пыли в двигатель М’еняется температура Ті.
Аналогичную роль при оценке технического состояния авиационного оборудования играют параметры, характеризующие уход гироскопа. Они во многом определяют точность навигационных систем и пилотажных приборов.
Статистический материал тщательно проверялся на справедливость основных допущений, сделанных ранее. Результаты проверки на нормальность распределения приведены в табл. 2. Проверка осуществлялась тремя методами; по критериям Колмогорова, %2 и на основе ■оценок значений асимметрии и эксцесса. Как видно из материалов табл. 2, гипотеза о нормальности распределения результатов измерения всех параметров не противоречит имеющимся исходным данным. Нормальность распределения проверялась для одного параметра при разных значениях наработки. С ростом наработки распределение значений результатов контроля все более приближается к нормальному.
Эффективность методов прогнозирования проверялась по следующей методике. Из имеющихся данных {х^} выбирались лишь те результаты контроля, которые были получены ДО времени £г-_і=і(і— 1) At. На их осно-
Л
вании подсчитывался прогноз xh. Полученное значение сравнивалось с реальным xh. При сравнении определя-
Л 1 N
ли: Axh = xh — xh; М[Ах] = — 2 Ддф;
N /=і
■1 N
оз є = Д[Д. ї]= ———————————- 2 {hxh — М[Лл:])2, . (3.24)
N — 1 ] = 1
где AxU — ошибка прогноза течения параметра /-го объекта в момент времени І; М[Ах, D[Ах] — математичеокое ожидание и дисперсия ошибки прогноза в момент і.
Определяли также суммарную среднюю квадратическую ошибку ‘прогноза
oD= V (M[Ax])*+D[Ax]. (3 25)
В качестве главной оценки эффективности использовано отношение средней квадратической ошибки прогноза (7П к разбросу исходных данных а в момент Ї:
Кэ. ф = Оп/оь (.3,26)
В табл. 6 приведены результаты анализа точности прогноза различных параметров авиатехники при равной наработке. Оценка эффективности дастся с использованием формул (3.24) — (3.26). Распределение ошибки прогноза на ЮО ч вперед частоты вращения ротора близко к нормальному (рис. 3.2). Математическое ожидание ошибки прогноза М[Дх] иногда меняет знак и, как правило, обусловливает небольшую часть суммарной квадратической ошибки оп. Таким образом, систе-
Таблица 6
|
Рис. &2. Гистограмма ошибки Рис. 3.3.. Модель оценки влия- прогноза частоты вращения ро — ния ошибок предсказания па- тора авиадвигателя раметра на эффективность прогноза |
матической составляющей ошибка ‘прогноза не содержит.
Последняя графа в табл. 6 подтверждает хорошую эффективность прогноза во многих случаях, когда — КЭф^0,25—0,3. Для дрейфа гиродатчика и частоты вращения ротора авиадвигателя ошибка прогноза в 6— 8 раз меньше, чем разброс результатов контроля. Прогнозирование с такой точностью уже имеет практический смысл, так как поле допуска часто сравнимо по значению с at. Таким образом, предложенную методику прогнозирования можно считать универсальной, т. е. применимой для разных классов авиатехники.
Накопленный в результате экспериментов опыт позволяет сделать некоторые рекомендации по выбору того или иного метода прогнозирования на основании анализа собранных сведений {хh] или результатов их обработки уц, о;, рЛ Rp. Например, в формулах (3.23) или (3.21) можно использовать не все слагаемые. Используя для вычисления прогноза только некоторые слагаемые, применяем разные методы прогнозирования, дающие разную точность, но сопряженные и с вычислениями разной сложности. Чтобы решить, какой вариант прогноза выбрать, .необходимо провести исследование прогнозируемоети (достигаемой точности прогноза) каждого параметра, а также требуемой точности для полезности прогноза параметра.
Для решения ‘О целесообразности практического прогнозирования параметра при заданной системе эксплуатационного контроля ‘(периодичности измерений At, точности контрольно-поверочной аппаратуры и т. д.) необходимо знать, как уменьшится вероятность отказа (т. е. выхода параметра за поле допуска) в результате использования прогноза. Уменьшение вероятности отказа при индивидуальном (для конкретного /-го объекта) прогнозировании будем оценивать, принимая следующую схему эксплуатации. При индивидуальном прогнозе е шагом, равным интервалу времени At между операциями контроля, в момент ti-і вычисляется прогнозируемое значение xh или вероятность Qi выхода за поле допуска к моменту следующего измерения іі=іі-і + Аі.
Если xh выходит за поле допуска или вероятность этого события. Qi превышает допустимое значение, производится регулировка. При невозможности регулировки контролируемый агрегат заменяют. Таким образом, цель индивидуального прогноза при такой схеме эксплуатации — сохранить в пределах поля допуска до очередной проверки значения параметров всех контролируемых объектов.
Вследствие ошибок прогноза параметры части объектов могут выйти за границу поля допуска с некоторой вероятностью необнаружения отказа Q. ‘Кроме того, с эксплуатации могут быть неправильно сняты некоторые объекты, которые К моменту ti будут исправны по рассматриваемому параметру, а прогноз для них не уложится в поле допуска. Вероятность такой ошибки назовем вероятностью ложного отказа Р„.0.
Методика вычисления О и Рл. о аналогична решению задачи о влиянии погрешности измерения на правильность определения состояния контролируемых объектов. Для получения оценок этих вероятностей удобно использовать модель рис. 3.3, где ft(x) — плотность распределения параметра в момент Ї,-, если в момент U- отбраковка неисправных объектов с учетом индивидуального прогнозирования не проводится. Знание fi(x) позволяет выписать формулу (2.16) для вероятности отказа Q в момент ti. При идеально точном прогнозе в момент ti-1, если оє = 0, регулируются или бракуются ЛИШЬ те объекты, которые выйдут к моменту ti за поле
допуска, т. е. <2 = 0, Рл. о = 0. Но прогноз выполняется с ошибками, плотность распределения которых f(z) определяется средним квадратическим отклонением сгп (так как систематическую ошибку М'[Ах] можно’ считать равной нулю). При наличии ошибки вероятность выхода значения параметра за пределы Поля допуска и нахождения результата прогноза в допуске (т. е. вероятность ■необнаруження отказа при применении индивидуального ‘прогнозирования) может быть оценена следующим образом:
д *н— Д. І ^н+Да— х.
Q = J /,• (х) [ f{z)dzdx+
—оо хн—Aj—х
оэ Хн + Д„—х
+ J fi(x) J f(z)dzdx.
х,- Ап хп—Дн—х
Вероятность того, что при нахождении параметра в пределах допуска результат прогноза будет указывать на выход за пределы допуска, нетрудно оценить:
Д.,+Дв Хл—Д„—л:
Рц. о= j fi(x), J f(z)dzdx+
Хл——оо Xn-~AB. оо
+ J" fi(x) j f(z)dzdx хн—Дн хп^- Дв—х
Вероятность выхода за пределы поля допуска пара-
метра xh и прогноза для него xh, т. е. вероятность правильной браковки в результате прогнозирования, может быть представлена в виде
Хп+К—Х
1 — J f (z) dz
хн—Д.,—х
При нормальном распределении параметра и ошибки прогноза (практически это верно почти всегда) все три
вероятности Q, Рл. о, Р определяются несколькими вели — 96
чинами: стп — — средней квадратической ошибкой прогноза; А|л = (лг — — изменением математического ожи
дания параметра х за время Д£; 2Д=АН + Ав — полем допуска (предполагается, что в момент t-t математическое ожидание щ совпадает с серединой поля допуска).
Указанные величины удобно рассматривать в относительных единицах, разделив их на сп. Тогда среднее квадратическое значение ошибки прогноза заменится на величину Кэф, определяемую по формуле (3.26), а Ар. и 2Д станут безразмерными величинами Ар и 26. Для безразмерных величин численным интегрированием на ЭВМ можно получить серию номограмм, определяющих
< А
Q, у л. о и Р. Одна из таких номограмм для 6 = 2 приве-
Л л
дена на рис. 3.4. Найдя по ней Q, Рл.0 и Р с учетом Q, определяемого номограммой на рис. 2.2, можно оценивать эффективность протноза по разным критериям.
Иногда удобна оценка достоверности прогноза отноше — л
нием Р/Q или оценка потерь при применении прогнози-
Л л
рования отношением Р + РЛ.01Р. Удобен и критерий оценки выигрыша от применения индивидуального прог-
л
позирования в виде отношения Q/Q, которое во многом определяется коэффициентом эффективности (3.26).
‘Рис. І3.4. Номограмма для определения вероятности: 1 — травильной. браишвки Р;_ 2 — ложного’ втааза Рд 0; 3— необнаружени. я " отказа Q ~ ‘ |
Например, для частоты вращения ротора авиадвигателя при наработке ‘^ = 500 ч значение поля допуска 0,6 % в относительных единицах равно 2 (а; = 0,25 % определяем по рис. 2.1). Коэффициент эффективности прогноза КЭф~0,3 (см. табл. 6). За 100 ч наработки Др составит 0,19 (по рис. 2.1 определяем Ад ~ 0,12 % за 250 ч, а <*=0,25 %). Вероятность необяаружения отказа
с использованием индивидуального прогноза Q = 0,026 (по номограмме на рис. 3.4), а вероятность выхода за поле допуска без применения прогноза 0 = 0,05 (см. рис. 2.2). Таким образом, вероятность отказа при использовании индивидуального прогноза почти в 2 раза
ниже, чем без него (Q/Q~2). Заметим, что при увеличении интервала контроля выигрыш от прогнозирования еще более увеличивается. Так, при Д(=200 ч по тем лее
номограммам Q/tQ = 2,6.
Ошибка прогноза <тп и, следовательно1, коэффициент его эффективности (3.26) во многом определяет метод прогнозирования. Решение о том, какой из методов построения xh наиболее целесообразен, должно приниматься с учетом статистических характеристик процесса ■изменения параметра и допуска на его значение. Поясним методику принятия таких решений, иллюстрируемую табл. 7. Так, можно не контролировать с целью выявления постепенных отказов, т. е. принимать в течение всего срока эксплуатации
xh = xn (3.27)
те параметры х, у которых разброс значений мал по ■сравнению с полем допуска и которые не ,проявляют тенденции к изменению. Такому случаю соответствует первая строка табл. 7. Он характеризуется тем, что в любом і-м сечении 3(Тг<Д (ti = 1, 2,. .., L) и отклонения любой реализации от общего среднего невелики, т. е. Зд5‘<Д для всех / и p.; = const. Если строить прогноз до формуле (3.27), средняя квадратическая ошибка Предсказания
и>. (!!«)*+(<Т<)*. (3.28)
Удовлетворительные результаты прогнозирования по формуле ‘(3.27) могут получиться лишь для очень ста-
Статистические ХараКТе-
рИСТИКИ
бильных параметров, у которых сглаженное математическое ожидание (тренд) ,не меняется, и колебания реализаций относительно среднего хк невелики. Если сглаженное математическое ожидание имеет явно выраженную тенденцию ‘(p, i=var), но колебания параметров относительно этого среднего невелики, то в качестве прогноза можно использовать среднее значение параметра в момент контроля, полученное на основании сведений о всех эксплуатируемых объектах:
А.
Такому случаю соответствует вторая строка табл. 7. Средняя квадратическая ошибка предсказания с учетом только общего для всех у тренда ц
ад=Оі. (3.30)
Удовлетворительные результаты такого прогнозирования получаются, если Зог<Л и 3|Р<Л. Иногда, если изменение Др тренда за время между моментами контроля At мало, в качестве оценки щ используют резуль-
л
тат последнего контроля, полагая xii = u~xh— Этот «прогноз по последнему значению» имеет ошибку У (Др)2 + (сг;)2- Основываясь на таком методе прогнозирования, часто считают, что если параметр сейчас находится в поле допуска, то до момента следующего контроля он из него не выйдет.
Несложная методика прогнозирования будет и в том случае, если в (3.21) использовать первые два члена, т. е. учитывать лишь сглаживание математического ожидания
л
ХН = [Хг~Ь|Ш (3.31)
Такому случаю соответствует третья строка та, бл. 7. Средняя квадратическая ошибка предсказания, когда учитываются значительные особенности каждой реализации р7, сравнимые с полем допуска Д, задается формулой
ап = У{<иУ-№) (3.32)
_ 1 N
где (ц1)2—’—2 (1-tJ)2 — среднее значение квадрата поправки на N /=1
начальную настройку конкретного /-го объекта.
Такой прогноз практически нельзя улучшить для параметров авиатехники, имеющих слабую статистическую связь отдельных результатов контроля на одном и том же объекте. В качестве примера в табл. 8 даны результаты экспериментального прогнозирования параметров авиадвигателя в ходе стендовых испытаний на авиационном ремонтном заводе (АРЗ). В четвертой колонке этой таблицы приведены оценки эффективности по формуле (3.31). Для удельного расхода топлива, у которого статистически результаты измерений связаны слабо (см. табл. 3), улучшить точность такого провозимо
Коэффициент — эффективности при. разных методах търогнюза |
||||
.Параметр |
ПО ОД. НОЙ |
реализации |
||
без отра- ШЧЄ. НИЙ g |
три |
по формуле (З. Зі) |
по формул ле (3.33) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Б |
Частота вращения ротора |
!0і,;37 |
0,3 |
0,28 |
0,17 |
авиадвигателя |
||||
Температура газов за турбиной |
®!,37 |
0,28 |
‘0;24 |
ОД’9 |
Удельный расход топли- |
1,01 |
0,53 |
0,321 |
ю, га |
ва |
||||
Тяга авиадвигателя на «тенде |
0.7S |
0,4 |
0,35 |
0,29 |
рования не удается. В третьей и второй графах табл. 8 даны оценки точности прогнозов с учетом только результатов измерения на конкретной j-й реализации хК Любые методы сглаживания реализации х3 сводятся к аппроксимации х3 полиномами степени g. Степень таких полиномов не следует выбирать большой,, так как хорошая точность сглаживания Xі плавной кривой не обеспе-
А
чивает хорошего совпадения х3’г с х3;.
Как видно из приводимых данных, для параметров авиадвигателя не следует аппроксимировать х3 более сложным способом, чем проведением прямой по методу наименьших квадратов ‘(g^l). Но и такая наилучшая методика сглаживания математического ожидания р3 всегда оказывается менее эффективной, чем прогноз по формуле (3.31), в которой аппроксимация среднего учитывает не только результаты измерений на /-м объекте {т, е. р3), но и данные об изменении среднего значения параметра х в процессе эксплуатации на всех других объектах (т. е. рг). Учет статистических связей между измерениями на одном объекте позволяет еще увеличить точность прогноза. Такому прогнозу,
А 1 а, .
хЦ = р,- + рг-|- 2ї0 [М—0 — К— в — 0-Л > (ЗЛ’З)
0=1 °/-0
соответствует четвертая строка табл. 7. Средняя квадратическая ошибка предсказания по формуле (3.33),
Пп=0′ У (ffi)2— Т[Р)2. (ЗЛ4)
Выигрыш а от учета результатов предыдущих измерений задается формулой (3.8) или может быть определен по номограмме на рис. 3.1. Достигаемые здесь точность и эффективность прогнозирования иллюстрируются данными в пятой графе табл. 8. Приводимые в; табл. 6 сведения о точности предсказания изменения параметров авиационной техники также относятся к прогнозу по формуле (3.33).
Отметим, что реализация различных методов прогнозирования выдвигает и различные требования к исходному материалу, на основании которого строится прогноз. Достоверно определить р; и, следовательно, использовать формулу (3.27) молено, если в каждом сечении (при каждом І) имеются данные о контроле не менее 10—12 однотипных объектов авиатехники. Применение формулы (3.31) оправдано, если,, помимо этого, на прогнозируемой /-й реализации имеется 10—12 результатов предыдущего эксплуатационного контроля именно /-го объекта. Эффективно использовать прогноз (3.33) можно лишь тогда, когда достоверно определены корреляционные функции Rp при р= 1, 2,…, I. Это достигается, если имеются данные xh и xh+p о результатах контроля /-го объекта, отстоящих друг от друга на р шагов, для 10—12 однотипных объектов.
В формуле (3.33) не следует брать слишком большого числа /, поскольку корреляционная функция Rv строится по данным ограниченного объема, а ошибка, вызванная неточностью определения уе, быстро растет с увеличением р. На рост ошибок из-за низкой точности определения у з обращают внимание многие исследователи, непосредственно связанные с обработкой реальных данных на ЭВМ. Результаты ‘исследований кратко сводятся к следующему: точность тем хуже, чем более сложная модель наблюдаемого процесса принята за основу. Чтобы избежать ошибок, необходимо ограничиваться теми наименьшими значениями степеней g и q,. а также числа I, которые обеспечивают удовлетворение статистик (2.11), (2.15) и (3.7). Если принять более сложные гипотезы о структуре, наблюдаемых последова-
ТеЛЬН’ОСТеЙ Xi, то ошибки могут только возрасти. При экспериментальных расчетах для параметров авиатехники статистика (3.7), ограничивающая величину /, удовлетворяется при lt^L.2. Степени g не превышают ‘единицы, а д—двух.
Не следует также переусложнять модель изменения параметров авиатехники в эксплуатации, полагая процесс х нестационарным., т. е. функцию Rv изменяющейся по наработке. Определить достоверно RVi для разных і можно только по статистике огромного объема. Но практически это и не требуется. Расчеты, связанные с проверкой стационарности последовательностей результатов эксплуатационного контроля параметров авиатехники по данным, собранным в эксплуатирующих организациях ГА, подтверждают, что корреляционные функции Rp не меняются со временем, т. е. задаваемые формулой (3.1), являются стационарными случайными последовательностями [25].